Самолеты и вертолеты оснащаются пилотажно-навигационными комплексами, интегрированными в компьютерные системы.

В такие комплексы поступает информация от различных штатных бортовых систем. Эта информация обрабатывается и выводится на экран жидкокристаллического дисплея, называемого МФИ – многофункциональный индикатор. Основными информационными экранами МФИ являются Основной Пилотажный Дисплей и Навигационный Дисплей. Летательный аппарат (ЛА) может оснащаться двумя дисплеями, с возможностью переключать индикацию. Такие системы называются «glass cockpit», в настоящее время они уже рассматриваются как стандарт оснащения кабины современного авиалайнера, но и для малых самолетов предлагаются пилотажно-навигационные системы в стиле «glass cockpit».

Пилотажно-навигационные комплексы – функции и задачи

Многие виды летной работы сопряжены с полетами на малых высотах: это, выполнение полицейских функций и миссий по сопровождению, сельскохозяйственные работы, тушение пожаров. В других случаях (например, мониторинг земной поверхности) от пилота требуется предельно точное следование выбранной траектории, обеспечение посадки и взлета в незнакомой местности (спасательно-эвакуационные работы). В таких условиях управляемое столкновение с подстилающей поверхностью – одна из главных причин фатальных летных происшествий. Функция предупреждения о столкновении с поверхностью является важнейшей составляющей обеспечения безопасности полета, выполняемой пилотажно-навигационным комплексом.

На экране дисплея пилотажно-навигационного комплекса отображается трехмерный рельеф подстилающей поверхности. Используя цифровую карту рельефа местности (ЦКРМ), комплекс делает возможным инструментальный полет с огибанием рельефа и обходом препятствий. Функция предупреждения реализована в виде линии мажоранты определяемой автоматически, сообразуясь с рельефом и параметрами полета.

Что обеспечивает Пилотажно-Навигационный Комплекс?

  • Выполнение полета вблизи земной поверхности с предупреждением о возможности столкновения с земной поверхностью (по информации ЦКРМ);
  • Выполнение взлета, захода на посадку на аэродром, площадку с известными координатами или выбранную с воздуха пролетом над ней (или оперативно указанную на электронной карте самим летчиком) с учетом ветра (его вводом или автоматической идентификацией) и давления;
  • Выполнение полета в любую навигационную точку, заданную как самим экипажем, так и полученную по радио;