Пилотажно-навигационные системы большей части отечественного вертолетного парка не соответствует возросшему уровню сложности и оперативности решаемых задач, и современному уровню развития науки и техники. В качестве штатного оборудования устанавливаются стандартные цифро-шкальные приборы: авиагоризонт, высотомер, вариометр. Поэтому пилотам приходится обходиться этим оборудованием и приносить с собой в кармане простейший приемник GPS, использование которого в полете без соответствующей сертификации является нарушением правил эксплуатации воздушных судов.

В настоящее время ряд мировых и отечественных производителей (Garmin, Chelton, Транзас) разработали и предлагают к установки на различные типы вертолетов интегрированные пилотажно-навигационные системы класса glass-cockpit. Эти приборы обеспечивают функции навигации по электронной карте, предупреждение о столкновении с поверхностью, приведения в заданную точку маршрута, планирования полета.

Установка промышленного комплекса интегрированной пилотажной системы класса “glasscockpit” требует сопряжения с бортовыми системами, то есть — модернизации борта. Стоимость этих систем превышает многие десятки тысяч долларов.

Другим решением проблемы оснащения парка действующих вертолетов современными пилотажными системами является установка привносимых пилотажно-навигационных средств. Такие системы, обладая полной функциональностью современного комплекса glass-cockpit, стоят в несколько раз дешевле и не требуют модернизации бортового оборудования. Слвременный уровень развития компьютерной техники, микромеханики и электроники позволяет создать компактную привносимую пилотажно-навигационную систему, которую можно установить в кабине любого вертолета.

В состав привносимой пилотажно-навигационной системы для вертолета входят инерциальная система, интегрированная с приемником спутниковой навигации GPS или ГЛОНАСС, планшетный компьютер с программным обеспечением, блок коммутации сигналов. В качестве опции возможна комплектация системой воздушных сигналов, магнитометром, эксплуатационным накопителем полетной информации.

Данная система объединяет в себе свойства нескольких стандартных авиационных систем:

Применение современных пилотажно-навигационных систем на вертолетах позволяет критически повысить безопасность полетов, расширить эксплуатационные возможности вертолета.